Профильное образование |
У ВАС ПРОБЛЕМЫ С ВВЕДЕНИЕМ ПРОФИЛЬНОГО ОБЧЕНИЯ? МЫ ПОМОЖЕМ!
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Правительством РФ, предусматривается на старшей ступени общеобразовательной школы профильное обучение. Это один из видов дифференциации и индивидуализации обучения, форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья учащихся, создаются условия для развития учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями. В процессе реализации профильного обучения в общеобразовательной школе будут созданы реальные предпосылки для реализации личностно-ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учеников, которые сами определяют направления и углубление в конкретной предметной области. Разработка и экспериментальная проверка организации профильного обучения школьников основывается на стратегии модернизации образования (индивидуализации и дифференциации образования, его личностной развивающей направленности, реализации деятельностного и компетентностного подходов, развитии коммуникативности, учете потребностей рынка труда и геоэкономического пространства региона). Стратегия развития профильного обучения должна предусматривать (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования): - отработку и практическую реализацию в ближайшие 5 лет системы, обеспечивающей сознательный выбор учащимися направлений профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения, социализацию обучаемого, возможность дальнейшей профессиональной подготовки, а также учет региональных потребностей рынка труда; - обеспечение непрерывности и преемственности предпрофильного и профильного обучения школьников; - повышение социально-экономической и личностной эффективности профильного обучения за счет усиления его адресности, дифференциации и индивидуализации; - консолидацию ресурсов общеобразовательных школ, профессиональных училищ, вузов, межшкольных учебных комбинатов, предприятий и фирм в осуществлении личностно-ориентированного профильного обучения и региональной кадровой политики; - учет локальных изменений в потребностях рынков труда и образования, удовлетворение запросов регионов в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами их социально-экономического развития. Основные задачи профильного обучения в старших классах: - показать место и роль школьных предметов в структуре профессий. Более того, профильное обучение должно интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности; - предоставить возможность старшим школьникам выполнить большую серию трудовых, технологических, социальных, профессиональных проб и получить минимальные представления о своих потенциальных возможностях и предпочтениях; осуществить социально-педагогическую диагностику готовности к принятию самостоятельных решений, связанных с профессиональным становлением; - сформировать у подростков образы эффективного труженика, благополучной трудовой карьеры, "идеальной" профессии. Профильное обучение должно взять на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению. Профильное обучение должно помочь школе преодолеть её закрытость для общества, способствовать становлению внешкольных отношений субъектов образовательного процесса, возродить практику наставничества, способствовать становлению института школьного тьюторства. У значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, интегрирующий традиционное для нашей школы гимназическое образование с реальным - позволяющим, как минимум, приобрести представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта. Представляется возможным соединение преимуществ гимназического и реального образования в профильном обучении старшеклассников. Изменились требования к качеству трудовых ресурсов, диктуемые постиндустриальным обществом. В нем воспроизводство участников трудовых отношений осуществляется системой непрерывного образования, обладающей большой гибкостью, обеспечивающей удовлетворение образовательных запросов индивидуума и сообщества и характеризуемой высокой дифференциацией». Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместо узкого специалиста, ориентирующего только в своем узко профессиональном направлении, сейчас все чаще оказывается востребованным на рынке труда широко образованный, компетентный человек, уверенно ориентирующийся в различных сферах науки, техники и культуры, владеющим иностранным языком, информационными технологиями, экономическим мышлением. Специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, уметь и желать учиться и переучиваться. Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному информационному. Это с необходимостью ставит задачу изменения и образовательной парадигмы. Уже очевидно, что системы образования, нацеленные на передачу молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации и мощных средств её обработки стали анахронизмом. Нынешнее же общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Проблема первая – быстрая изменчивость нормативно-правовой базы и слишком общий характер и разночтение рекомендательной документации. Это порождает нежелание работников образования изучать опыт внедрения профильного обучения. Учителя аргументируют это занятостью, отсутствием времени и оплаты на разработку программ и т.д. У работников администрации нередко проявляется стереотип всезнания, предъявляется примитивный опыт, который выдается за образцы предпрофильной подготовки и профильного обучения Проблема вторая - программно-методическое обеспечение. Если с программами и учебниками по предметам, которые планируются быть профильными, проблема как-то решается на государственном уровне (по всем предметам есть учебники и программы повышенного уровня), то с элективными курсами дело обстоит плохо. Проблема третья, подготовка учителей к профильному обучению. Современная профильная школа может состояться только при условии наличия необходимых кадров, способных реализовать программу изучения профилирующих дисциплин и не перегружать обучение излишне детализированными материалами, а также избыточными требованиями к изучению непрофилирующих курсов. Учителя (преподаватели), работающие в профильных классах, должны четко представлять: • изменения в содержании образования в профильных классах; • изменения в образовательных технологиях; • нормативное обеспечение профильного обучения; • учебно-методическое обеспечение; • критерии оценки профильной подготовки учащихся. В решении проблем подготовки педагогических кадров для ведения профильного обучения старшеклассников особая роль принадлежит образовательным учреждениям высшего педагогического образования и системе повышения квалификации педагогических кадров. Кроме того, «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» Министерства образования подчеркивает: «Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); - практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); - завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования». Новые задачи, поставленные перед учителем профильной школы, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний, зачастую того, что приходит с годами педагогического труда. В регионах, где уже сегодня внедряются предпрофильная подготовка и профильное обучение, обозначились типичные затруднения педагогов в процессе их реализации. В число таких затруднений входят: - незнание нормативно-правовой базы, непонимание целей и задач профильного обучения; - непонимание отличий в целях, задачах, средствах реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения; - неполное знание содержания профильного образования, учебно-дидактического и методического его обеспечения; - невладение проектировочными умениями, учителя не в состоянии спроектировать базовый, профильный или элективный курс, поставить адекватные цели к указанным курсам, разработать его содержание; - недостаточность психологических знаний, непозволяющая грамотно организовать процессы самоопределения, самореализации и самоактуализации ученика, профильную и профессиональную ориентацию, процесс формирования его «Я-образа»; - незнание методик и неумение проводить доступную диагностику; - невладение передовыми педтехнологиями на уровне использования в образовательном процессе; - недостаточный арсенал методов активного обучения, включающий обозначенные на уровне базисного учебного плана метод проектов, исследовательскую деятельность, учебные практики; - невысокая компьютерная грамотность, непозволяющая включать в образовательный процесс интерактивные методы обучения, мультимедийные и Интернет-технологии, значительно расширяющие возможности использования субъектного опыта учащихся и самообразование и т.д. Очевидна большая роль системы повышения квалификации педагогов: очно-заочные курсы, теоретические семинары, стажировки, в которых находилось бы место для раскрытия обозначенных выше проблем. Мы предлагаем повышение квалификации педагогов, психологов, руководителей школы в любой форме с выдачей документа о повышении квалификации. Содержание обучения, количество часов и форма проведения согласовывается с заказчиком, возможен выезд на место. Учебно-тематический план прилагается.
|
Официальный сайт Кривых Сергея Викторовича |
E-mail: k182@freemail.ru |
Разработчик сайта: Классен С.В. Все вопросы и пожелания присылайте по адресу: slot_kc@rambler.ru |
№
|
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля, преподаватель |
||
лекции |
выездные занятия, деловые игры |
практич., лаборат., семи- нарские занятия |
||||
1. |
Организация предпрофильной подготовки. |
|
|
|
|
|
1.1. |
Введение. Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения. |
|
|
|
|
Защита проекта визитной карточки ОУ
|
1.2. |
Организация предпрофильной подготовки. |
|
|
|
|
|
1.2.1 |
Необходимость предпрофильной подготовки. |
|
|
|
|
|
1.2.2 |
Цели и задачи предпрофильной подготовки. |
|
|
|
|
|
1.2.3 |
Содержание предпрофильной подготовки. Резервы БУП. |
|
|
|
|
|
1) |
Курсы по выбору. |
|
|
|
|
|
2) |
Информационная работа. |
|
|
|
|
|
3) |
Профильная ориентация. |
|
|
|
|
|
1.2.4 |
Аутентичное оценивание. |
|
|
|
|
|
1.2.5 |
Портфолио. |
|
|
|
|
|
1.2.6 |
Аттестация выпускников основной школы. |
|
|
|
|
|
1.2.7 |
Диагностика в предпрофильной подготовке. |
|
|
|
|
|
2. |
Моделирование профильной школы. |
|
|
|
|
|
2.1. |
Организационно-содержательное моделирование профильного обучения. |
|
|
|
|
Защита проекта учебного плана профиля |
2.2. |
Учебно-методическое, дидактическое, материально-техническое и информационное обеспечение профильного обучения. |
|
|
|
|
|
2.3. |
Требования к педагогу профильной школы. |
|
|
|
|
|
3. |
Методика профильного обучения. |
|
|
|
|
|
3.1. |
Введение. Методика профильного обучения как частная дидактика. Профильное обучение: основные компоненты. Процесс профильного обучения. |
|
|
|
|
Контроль в форме защиты разработки программы профильного курса.
|
3.2. |
Целеполагание как элемент профильного обучения. |
|
|
|
|
|
3.3. |
Содержание профильного образования. Учебные практики. Проектная деятельность. Исследовательская работа. |
|
|
|
|
|
3.4. |
Средства обучения. Диагностика процесса и результатов обучения. |
|
|
|
|
|
3.5. |
Требования к программам элективных курсов. |
|
|
|
|
|
4. |
Итоговая аттестация. Защита творческой разработки (программы элективного курса). |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
5. |
Консультации. |
|
|
|
|
|