Профильное образование

У ВАС ПРОБЛЕМЫ С ВВЕДЕНИЕМ ПРОФИЛЬНОГО ОБЧЕНИЯ?

МЫ ПОМОЖЕМ!

 

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Правительством РФ, предусматривается на старшей ступени общеобразовательной школы профильное обучение. Это один из видов дифференциации и индивидуализации обучения, форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья учащихся, создаются ус­ловия для развития учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями.

В процессе реализации профильного обучения в общеобразовательной школе будут созданы реальные предпосылки для реализации личностно-ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учеников, которые сами определяют направления и углубление в кон­кретной предметной области.

Разработка и экспериментальная проверка организации профильного обучения школьников основывается на стратегии модернизации образования (индивидуализации и дифференциации образования, его личностной развивающей направленности, реализации деятельностного и компетентностного подходов, развитии коммуникативности, учете потребностей рынка труда и геоэкономического пространства региона).

Стратегия развития профильного обучения должна предусматривать (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования):

- отработку и практическую реализацию в ближайшие 5 лет системы, обеспечивающей сознательный выбор учащимися направлений профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения, социализацию обучаемого, возможность дальнейшей профессиональной подготовки, а также учет региональных потребностей рынка труда;

- обеспечение непрерывности и преемственности предпрофильного и профильного обучения школьников;

- повышение социально-экономической и личностной эффективности профильного обучения за счет усиления его адресности, дифференциации и индивидуализации;

- консолидацию ресурсов общеобразовательных школ, профессиональных училищ, вузов, межшкольных учебных комбинатов, предпри­ятий и фирм в осуществлении личностно-ориентированного профильно­го обучения и региональной кадровой политики;

- учет локальных изменений в потребностях рынков труда и образования, удовлетворение запросов регионов в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами их социально-экономического развития.

Основные задачи профильного обучения в старших классах:

- показать место и роль школьных предметов в структуре профессий. Более того, профильное обучение должно интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;

- предоставить возможность старшим школьникам выполнить большую серию трудовых, технологических, социальных, профессиональных проб и получить минимальные представления о своих потенциальных возможностях и предпочтениях; осуществить социально-педагогическую диагностику готовности к принятию самостоятельных решений, связанных с профессиональным становлением;

- сформировать у подростков образы эффективного труженика, благополучной трудовой карьеры, "идеальной" профессии. Профильное обучение должно взять на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению.

Профильное обучение должно помочь школе преодолеть её закрытость для общества, способствовать становлению внешкольных отношений субъектов образовательного процесса, возродить практику наставничества, способствовать становлению института школьного тьюторства.

У значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, интегрирующий традиционное для нашей школы гимназическое образование с реальным - позволяющим, как минимум, приобрести представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта. Представляется возможным соединение преимуществ гимназического и реального образования в профильном обучении старшеклассников.

Изменились требования к качеству трудовых ресурсов, диктуемые постиндустриальным обществом. В нем воспроизводство участников трудовых отношений осуществляется системой непрерывного образования, обладающей большой гибкостью, обеспечивающей удовлетворение образовательных запросов индивидуума и сообщества и характеризуемой высокой дифференциацией».

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместо узкого специалиста, ориентирующего только в своем узко профессиональном направлении, сейчас все чаще оказывается востребованным на рынке труда широко образованный, компетентный человек, уверенно ориентирующийся в различных сферах науки, техники и культуры, владеющим иностранным языком, информационными технологиями, экономическим мышлением. Специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, уметь и желать учиться и переучиваться.

Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному информационному. Это с необходимостью ставит задачу изменения и образовательной парадигмы. Уже очевидно, что системы образования, нацеленные на передачу молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации и мощных средств её обработки стали анахронизмом. Нынешнее же общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности.

Проблема первая – быстрая изменчивость нормативно-правовой базы и слишком общий характер и разночтение рекомендательной документации. Это порождает нежелание работников образования изучать опыт внедрения профильного обучения. Учителя  аргументируют это занятостью, отсутствием времени и оплаты на разработку программ и т.д. У работников администрации нередко проявляется стереотип всезнания, предъявляется примитивный опыт, который выдается за образцы предпрофильной подготовки и профильного обучения

Проблема вторая - программно-методическое обеспечение. Если с программами и учебниками по предметам, которые планируются быть профильными, проблема как-то решается на государственном уровне (по всем предметам есть учебники и программы повышенного уровня), то с элективными курсами дело обстоит плохо.

Проблема третья, подготовка учителей к профильному обучению. Современная профильная школа может состояться только при условии наличия необходимых кадров, способных реализовать программу изучения профилирующих дисциплин и не перегружать обучение излишне детализированными материалами, а также избыточными требованиями к изучению непрофилирующих курсов.

Учителя (преподаватели), работающие в профильных классах, должны четко представлять:

изменения в содержании образования в профильных классах;

изменения в образовательных технологиях;

нормативное обеспечение профильного обучения;

учебно-методическое обеспечение;

критерии оценки профильной подготовки учащихся.

В решении проблем подготовки педагогических кадров для ведения профильного обучения старшеклассников особая роль принадлежит образовательным учреждениям высшего педагогического образования и системе повышения квалификации педагогических кадров.

Кроме того, «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» Министерства образования подчеркивает: «Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования».

Новые задачи, поставленные перед учителем профильной школы, требуют от него мобилизации сил, умений, знаний, зачастую того, что приходит с годами педагогического труда. В регионах, где уже сегодня внедряются предпрофильная подготовка и профильное обучение, обозначились типичные затруднения педагогов в процессе их реализации. В число таких затруднений входят:

- незнание нормативно-правовой базы, непонимание целей и задач профильного обучения;

- непонимание отличий в целях, задачах, средствах реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- неполное знание содержания профильного образования, учебно-дидактического и методического его обеспечения;

- невладение проектировочными умениями, учителя не в состоянии спроектировать базовый, профильный или элективный курс, поставить адекватные цели к указанным курсам, разработать его содержание;

- недостаточность психологических знаний, непозволяющая грамотно организовать процессы самоопределения, самореализации и самоактуализации ученика, профильную и профессиональную ориентацию, процесс формирования его «Я-образа»;

- незнание методик и неумение проводить доступную диагностику;

- невладение передовыми педтехнологиями на уровне использования в образовательном процессе;

- недостаточный арсенал методов активного обучения, включающий обозначенные на уровне базисного учебного плана метод проектов, исследовательскую деятельность, учебные практики;

- невысокая компьютерная грамотность, непозволяющая включать в образовательный процесс интерактивные методы обучения, мультимедийные и Интернет-технологии, значительно расширяющие возможности использования субъектного опыта учащихся и самообразование

и т.д.

Очевидна большая роль системы повышения квалификации педагогов: очно-заочные курсы, теоретические семинары, стажировки, в которых находилось бы место для раскрытия обозначенных выше проблем.

Мы предлагаем повышение квалификации педагогов, психологов, руководителей школы в любой форме с выдачей документа о повышении квалификации. Содержание обучения, количество часов и форма проведения согласовывается с заказчиком, возможен выезд на место.

Учебно-тематический план прилагается.

 

Официальный сайт Кривых Сергея Викторовича

Разработчик сайта: Классен С.В.

Все вопросы и пожелания присылайте по адресу:

slot_kc@rambler.ru

 

Наименование разделов

и  дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля,

преподаватель

лекции

выездные занятия, деловые игры

практич., лаборат., семи-

нарские

занятия

1.

Организация предпрофильной подготовки.

 

 

 

 

 

1.1.

Введение. Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения.

 

 

 

 

Защита

проекта

визитной карточки ОУ

 

1.2.

Организация предпрофильной подготовки.

 

 

 

 

1.2.1

Необходимость предпрофильной подготовки.

 

 

 

 

1.2.2

Цели и задачи предпрофильной подготовки.

 

 

 

 

1.2.3

Содержание предпрофильной подготовки. Резервы БУП.

 

 

 

 

1)

Курсы по выбору.

 

 

 

 

2)

Информационная работа.

 

 

 

 

3)

Профильная ориентация.

 

 

 

 

1.2.4

Аутентичное оценивание.

 

 

 

 

1.2.5

Портфолио.

 

 

 

 

1.2.6

Аттестация выпускников основной школы.

 

 

 

 

1.2.7

Диагностика в предпрофильной подготовке.

 

 

 

 

2.

Моделирование профильной школы.

 

 

 

 

 

2.1.

Организационно-содержательное моделирование профильного обучения.

 

 

 

 

Защита проекта учебного плана профиля

2.2.

Учебно-методическое, дидактическое, материально-техническое и информационное обеспечение профильного обучения.

 

 

 

 

2.3.

Требования к педагогу профильной школы.

 

 

 

 

3.

Методика профильного обучения.

 

 

 

 

 

3.1.

Введение. Методика профильного обучения как частная дидактика. Профильное обучение: основные компоненты. Процесс профильного обучения.

 

 

 

 

Контроль в форме защиты разработки программы профильного курса.

 

3.2.

Целеполагание как элемент профильного обучения.

 

 

 

 

3.3.

Содержание профильного образования. Учебные практики. Проектная деятельность. Исследовательская работа.

 

 

 

 

3.4.

Средства обучения. Диагностика процесса и результатов обучения.

 

 

 

 

3.5.

Требования к программам элективных курсов.

 

 

 

 

4.

Итоговая аттестация.  Защита творческой разработки (программы элективного курса).

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

5.

Консультации.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz