Новый подход в образовании

Новый подход в образовании – антропоэкологический подход

(научная школа А.А.Макарени)

 

На фоне преобразований, происходящих в общественно-экономической жизни страны, острее осознаются проблемы педагогической теории и практики. И все очевиднее становится парадоксальная ситуация: реализация цели образования, сформулированной как всестороннее развитие личности, приводит совсем не к тем результатам, которые предполагались. В практике  школьного образования наблюдается девальвация системы ценностей, потеря позитивной мотивации к образованию, ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников, формирование инфантилизма, безответственности, агрессии.

Система образования сегодня находится в кризисном состоянии. Об этом красноречиво свидетельствует жизнь: дальнейшее увеличение числа неграмотных в мире, приблизившееся к 1 млрд. человек; рост необучаемых и беспризорных детей в нашей стране; углубление функциональной неграмотности населения; повсеместное снижение качества образования; нарастание разрыва между образованием и культурой, образованием и наукой; отчуждение человека от природы, социума, культуры, самого себя; отчуждение обучающихся от процесса образования и т.д. Сложившаяся ситуация делает  актуальной проблему поиска нового подхода в образовании.

Нельзя сказать, что традиционная школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности. Разрабатывались социально-педагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, задаваемых идеологией, господствующей в обществе.

Всякое образование по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим и личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность и где искать источники ее развития. Традиционная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила из признания ведущей роли внешних воздействий (роли учителя, коллектива, среды), а не саморазвития отдельной личности. Ее модель была готова, а двигатели развития искались вне ее.

Аналогичным способом разрабатывались образовательные системы, они сводились в основном к разделению учащихся на сильных, средних и слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию обучения; к делению учебного материала по степени сложности и определению уровня требований к овладению этим материалом. Средством развития способностей школьников считалась учебная деятельность, которая строилась как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре. Индивидуальные способности определялись через обучаемость как способность к усвоению знаний.

Вспомним недавнее прошлое. Мы «переболели» и опорными сигналами, и теорией погружения, и педагогикой сотрудничества, и разного рода системами. Эта волна новаторства «захлестывает» нас вальдорфской педагогикой, школой диалога культур, развивающим обучением, гуманитаризацией образования и т.д. Пришло время построить новый подход в образовании, основанный на взаимодействии теории и практики, творчества и технологии, свободы и ответственности, возможностями и потребностями; предъявляющий значительно большие требования к организации образовательного процесса, чем это имело место при сменявших друг друга или дополнявших один другой подходах: информационном, организационно-деятельностном, технологическом, личностно-ориентированном.

Последний - привел к признанию различий в познавательных способностях личности, понимаемых как сложные психические новообразования, обусловленные генетическими, физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Организация знаний по научным направлениям (профильная дифференциация) и по уровню их сложности (уровневая дифференциация) признавалась основным источников личностно-ориентированного подхода к обучению. Создавалась ситуация, при которой дифференцированные формы педагогического воздействия определяли содержание личностного развития. Между тем неучет при организации личностно-ориентированного обучения дифференциации духовной (более личностно значимой для ученика) нередко порождал формализм в усвоении знаний – расхождение между воспроизведением знаний и их использованием, стремление скрыть личностные смыслы и ценности, жизненные планы и намерения, заменить их социальным заказом.

И все же нельзя не признать, что образование, ориентированное на каждую отдельную личность, по сути, остается лишь декларированным (выдается желаемое за действительное) пока в классе сидит 25 учащихся. Ни один педагог не способен организовать обучение так, чтобы оно отвечало требованиям 25-ти личностей, учитывало их когнитивные, перцептивные и креативные способности, и кроме этого в данном подходе выпадает такой важный компонент образования как воспитание.

Реализация современной концепции образования требует новых подходов к содержанию учебных дисциплин и образовательных областей, ко всей организации образовательного процесса, а также к подготовке учителя. В последние годы научной школой д.п.н. А.А.Макарени формируется новый подход в образовании, названный антропоэкологическим подходом. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика; подход, основанный на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д. Подход, учитывающий когнитивные (познавательные), перцептивные (от лат. perceptioвосприятие), креативные (творческие) способности и возможности,  обеспечивающий развитие всех сфер ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и т.д. в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития, сохраняя при этом здоровье школьника.

Эффективность процесса образования зависит (и это не единственная зависимость) от формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В традиционном образовании учитель сообщает информацию, ученик воспроизводит ее, причем оценка во многом определяется полнотой и точностью воспроизведения; при этом упускается из вида, что усвоение материала связано с его осмыслением. Проблема заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы, а не только на уровне учитель-ученик.

Антропоэкологический подход предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и содеятельности:

- выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика - основная цель образования;

- изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;

- разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно-выработанным и социально-значимым опытом;

- направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты);

- с помощью метаобразовательных областей выход за рамки одного учебного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решать жизненно важные для него проблемы на интегральном уровне.

Междисциплинарный подход - это другая характерная черта новых моделей. Учащиеся должны уметь соотносить естественные науки с социальными проблемами, с математикой и гуманитарными науками, с искусством. Роль учителя в этих моделях - интегрировать знания и ценностные ориентации обучения, а не выступать простым передатчиком информации. Новые модели дают иную точку зрения на естественные науки и их преподавание. Приоритет отдается самоусовершенствованию учащихся, умение познавать и исследовать природу стимулирует самостоятельность и самонаправленность. Ведущая роль отводится внутреннему восприятию, личному опыту, в методиках делается акцент на наблюдения, регулярное ведение лабораторного журнала. Приветствуются виды занятий, требующие активной работы правого полушария головного мозга. Формируется личностное отношение к объектам изучения. При изложении материала используется сочетание экспериментов с теоретическими занятиями, предпочтение отдается явлениям повседневной жизни, а также тем, которые вызывают интерес у детей. Ученик - исследователь и активный участник обучения.

С позиций антропоэкологического подхода образование должно строиться не на изучении отдельных дисциплин, а на базе исследования проблем реального мира. Анализируя с этой позиции ныне действующий базисный учебный план, хотелось бы расставить некоторые акценты. Вместо многочисленных образовательных областей в связи с методологией антропоэкологического подхода мы выделяем в нем четыре метаобразовательные области:

- Человек в его жизнедеятельности.

- Культура.

- Земля и Вселенная.

- Технологии.

Важнейшей областью, ориентиром всего образования, должна стать метаобласть «Человек в его жизнедеятельности», а метаобластью, ее обеспечивающей – «Культура», развивающаяся поэтапно со сменой акцентов в соответствии с возрастом учащихся. Одним из условий реализации такой установки на формирование основ наук во взаимосвязи с формирование картины мира является адаптация школьников к природной, социальной, культурной среде, которая реализуется не только в здании школы, но и во всем культурно-образовательном, социально-экономическом и географическом пространстве.

Отторжение от будущего приводит человечество к деградации, чтобы избежать этого, вся система образования должна быть перестроена. Ее основной метаобразовательной областью должна стать жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях в условиях существенно изменившейся среды обитания под влиянием техногенной цивилизации. Жизнедеятельность понимается как целостное образование, как система, в которой связаны между собой элементы других подсистем: школа, семья, ближайшее окружение, более широкий мир. В этой системе и названных подсистемах ребенок сталкивается со своими проблемами и трудностями, возможностями и ограничениями, правами и обязанностями. Сложность мира ставит детей в условия, когда каждый ребенок должен определить свои ценности, свою линию поведения, найти свой мир, что и будет означать: началось его самоопределение, он начал проектировать и строить свой мир, осмысливая свое прошлое.

Нашему образованию явно не хватает «культурной начинки» и нацеленности на жизнедеятельность в самом широком смысле слова, что позволит решительно порвать с прежними ориентирами. Именно «Культура» должна стать той метаобластью, которая интегрирует все остальные, пронизав их антропоэкологическим подходом как метаобласть, способная осуществить социализацию и инкультурацию личности. Российской системе образования в 21 веке предстоит выполнить ту миссию, которая связана с опережающей функцией образования в развитии личности и общества, причем культуре выпадает честь сыграть  решающую роль в реализации этой функции.

Метаобразовательная область «Земля и Вселенная» призвана дать основы наук и сформировать научную картину мира. Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате синтеза и обобщения основных естественнонаучных понятий. В процессе жизни, получения образования, в процессе общения с другими у каждого индивида складывается мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нем. Оно влияет на жизненную позицию, определяет убеждения, идеалы, ценности. Мировоззрение человека во многом формируется в школьные годы, освоить естественнонаучную картину мира непросто, для этого понадобится не только овладеть основами знаний по физике, химии, географии, биологии, астрономии, но и воспользоваться методами и понятиями, разрабатываемыми в философии, логике, методологии.

Метаобразовательная область «Технологии» синтезирует практические, научно-технические, технологические и экономические знания и раскрывает их использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте и в других областях жизнедеятельности человека. Содержательная сторона современных технологий определялась исключительно визуально-чувствительным восприятием результатов труда. Век космоса и информации приблизил человечество к освоению информационных неотехнологий, их уровень развития будет определять социальный уклад и развитие цивилизации. Наличие информационных технологий даст возможность экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Ускоренное внедрение во все сферы деятельности общества «катализаторов человеческого прогресса» (ЭВМ, персональные компьютеры, лазерная техника, средства массовой информации и спутниковой связи, системы Интернет) уже сегодня позволяет каждому человеку в частности видеть, слышать, знать и сопереживать все, что происходит в мире.

Мы считаем, существует необходимость пересмотра традиционных школьных предметов на основе программ, отражающих обособленные стороны глобальных проблем современности. Такие программы должны начинаться не с изучения вопросов исторического становления определенной науки, а с определения сути и причин возникновения определенной глобальной проблемы человечества и поиска альтернативных методов ее решения.

Содержание метаобразовательных областей более подробно раскрывается в таблице 1.

В антропоэкологической школе средовое влияние, обеспеченное единым образовательным пространством, является естественным фактором педагогического воздействия, решающим фактором становления личности, делающей выбор в пользу жизни достойной и желающей выстроить свою собственную жизнь в контексте общечеловеческой культуры.

Таблица 1

Содержание  метаобразовательных областей при реализации

антропоэкологического подхода в образовании

 

Метаобласть

Структура

метаобласти

Начальная школа (1-4)

Среднее звено

(5-9)

Старшие

 классы (10-11)

(профильная дифференциация)

 

 

 

Человек в его жизнедеятельности

Человек в окружающем мире

Человек и природа

Регионоведение

Имиджелогия и дизайн

 

Человек и

общество

 

Человек и семья, дом, школа

 

Человек и социум (отечественная история)

Человек и цивилизация (история человечества)

Человек и сознание (основы философии)

Человек

 и его здоровье

Основы безопасности жизнедеятельности

Личная гигиена

Валеология

ЗОЖ

Биоэкология

Антропоэкология

 

 

 

 

 

Культура

 

Культурология

Основы искусства

(литература, музыка, театр, живопись, скульптура и т.д.)

 

Отечественная культура

 

МХК,

история религии

 

Коммуникативная

культура

Родной и иностранный языки

Родное слово

Риторика

Логика

Культура речи

Культура эмоций

Культура познания и мышления

Математическая культура

Арифметика

Математика

Основы высшей математики

Культура поведения

Этикет

Этика

Культура отношений

Культура движения

Ритмика

Хореография

Бальные танцы

Ф   и   з   и   ч   е   с   к   а   я     к   у   л   ь   т   у   р   а

Земля и

 Вселенная

 

 

Основы

естествознания

Основы наук (биология, география, химия, физика, астрономия и т.д.)

Научная картина мира

Основы синергетики

 

Технологии

 

Ручной труд

Производительный труд

Экономика и профориентация

 

Ремесла

Промышленные и с/х технологии

Информационные технологии

 

Одним из тезисов, выдвигаемых А.С. Макаренко, чей педагогический эксперимент получил всемирную признательность, утверждает, что  самого запущенного ребенка можно воспитать, если поместить его в человеческие условия жизни. Мера плодотворного воздействия школьной среды на формирование личности, разумеется, будет различной, во-первых, потому, что каждый ребенок – это индивид с отпущенной ему природой наследственностью, и среда оказывает свое влияние не прямо, а через призму наследственных данных, заложенных в генотипе; а во-вторых, мера воздействия объекта на субъект равна мере активности субъекта, вступающего во взаимодействие.

Таким образом, выделим организационно-педагогические принципы функционирования антропоэкологической школы:

Глубокое знание человеческой природы: учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, саморазвития и самореализации.

Приоритет индивидуальности, самоценности и самобытности ребенка, активного носителя субъектного опыта. В образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением культурно-исторического опыта и субъектного опыта ученика, реализуемого им в учении.

Саморазвитие ученика как личности, а затем индивидуальности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Образование есть единство трех взаимосвязанных составляющих: обучения и воспитания, управляемых извне; и развития, управляемого внутренними закономерностями. Основным результатом образования должно быть формирование всех способностей ученика.

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие всех сфер ребенка в соответствии с его задатками и способностями, его интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития, сохраняя при этом его здоровье.

Конструирование и реализация образовательного процесса осуществляется на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования (толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и сотрудничетво, направленные на

обмен различного содержания субъектного опыта путем создания педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность;

создание обстановки естественного самовыражения, применение активных форм общения (диалог, обсуждение, дискуссия, полемика);

создание атмосферы заинтересованности;

 использование дидактического материала, позволяющего выбирать вид и форму учебной работы и содержания в соответствии с интересом и способностями;

 оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления находить свой способ работы, решения, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Процесс развития образовательной системы в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся системой. В результате педагогического управления образовательной системой и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности ее развития. Существует множество путей развития образовательной системы, это определяется ее внутренними свойствами, особенно если речь идет о перестройке ранее функционировавшей системы. Связь школа – общество отнюдь не однозначна: далеко не все происходящее в школе определяется совершающимися событиями в обществе. Традиционный консерватизм школы спасает от катаклизмов не только ее саму, но в конечном итоге и общество. Особенно это ощущается сегодня в нашем обществе, с которым образовательная система тысячью нитей связана через каждого воспитуемого, воспроизводя общественные идеи, предрассудки, оценки, способы поведения, реагируя на вмешательства (положительные или отрицательные) вышестоящих органов, на стихийные влияния улицы.

Моделируя образовательную систему, закладывая в нее многообразие элементов, их связей, альтернативные пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Этим главным для образовательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается. Важную особенность целеполагания образовательной системы составляет то, что ее цель не столько в продукте (в создании системы), сколько в субъекте (в ребенке, педагоге).

Официальный сайт Кривых Сергея Викторовича

Разработчик сайта: Классен С.В.

Все вопросы и пожелания присылайте по адресу:

slot_kc@rambler.ru

Hosted by uCoz